Современные рыцари в Битве Хоругвей!
"Дорогой и красивый автомобиль должен гонять, а не стоять в гараже!» Примерно такое мнение сложилось у участников Битвы Хоругвей Слёта ИСБ 2025, которые решили выйти на поле боя не в стандартных бригандинах, а в настоящих «фулплейтах». Как прекрасные стальные корабли бороздили они пространство ристалища, неизменно притягивая к себе взгляды восторженных зрителей и не менее восторженных противников, опасливо обходивших их сторонкой.
О том, что подвигло рыцарей променять лошадь на пеший строй, мы спросили у наших одноклубников: Александра Сёмина, Сергея Лознева, Юрия Сухины и Александры Брички. А чтобы мнение о латниках в хоругвях не показалось однобоким, мы пригласили к разговору уважаемых гостей:
· Валентина Белоусова, директора Выборгского замка;
· Дмитрия Петухова, руководителя Межклубного Военно-Исторического Объединения «Кавалерия»;
· Михаила Федотова, бойца и платтнера.
Насколько удобно маневрировать в подобном доспехе?
Александр Сёмин: В хорошо подогнанных латных доспехах маневрировать удобней, чем в среднестатистических доспехах для ИСБ, так как требования по их подгонке к телу участника сильно выше. Но если мы сравним хорошие латы с идеально подогнанным комплектом для ИСБ, то второй окажется удобнее из-за более подвижной шеи и подмышечных пройм – эти места в ИСБ-доспехе не защищены от встречного укола, поэтому обладают большей подвижностью. Чтобы защититься от встречного копья, латы закрывают гораздо больший процент тела. Из-за большей площади покрытия вкупе с поддоспешной кольчугой весит всё это дело больше, чем комплект для ИСБ. Примерно настолько же тяжелее, насколько комплект для 5х5 тяжелее комплекта для триатлона ))
Сергей Лознев: Вообще неудобно =) Но мой доспех тут вообще ни при чём, он всего 22 кг весит, что немного для полных лат – просто я предпочитаю сидеть, а еще лучше лежать. А вот ходить или бегать считаю безнравственным занятием =) А если серьезно, то латный доспех очень требователен к мастеру, который его делает. Крупные сегменты требуют точной подгонки и общего понимания принципов эргономики, заложенных в конструкции. Мастера более-менее научились копировать внешний вид и пропорции, но почти никто из них никогда всерьез в доспехах не бился и углубиться в суть вопроса не старается. Им проще сказать заказчику: «Ну это же «конский доспех всадника», он должен сидеть смирно на лошади, а не шевелить руками/ногами!» И многие готовы это принять и ходить превозмогать. Заставить мастера разобраться, как там что работает, очень сложно.
На деле, правильно сделанный и правильно подогнанный латный доспех дает очень хорошую подвижность (если мы говорим о военных доспехах, а не специфических спортивных, предназначенных для ограниченного применения). Люди в латах ходят на руках и выполняют разные гимнастические упражнения (осуждаем! Лучше лежать с кувшинчиком винца в теньке!). По сути, латный доспех – это эксперимент и поиск знаний. Со временем приходит больше понимания, как он должен работать, и подход «просто ррррраз – и купил!» становится нереальным. Есть много моментов, которые можно переделать, улучшить и в результате получить очень удобный экзоскелет средневекового карающего дредноута, в котором сухо, комфортно и удобно.
Юрий Сухина: Вполне удобно. Главное, чтобы всё было подогнано под тебя.
Александра Бричка: Латный доспех в сборе – не самая удобная для подвижности вещь. Носить в ИСБ латный доспех вместо обычного ИСБ-шного – это либо вычурность, либо заранее продуманный план для бойцов категории «танк». Я, конечно, говорю про более-менее подогнанный комплект.
Валентин Белоусов: Маневрировать нормально. Все участвовавшие в хоругвях латники – старые бойцы с опытом ИСБ в номинации «5х5» и «войны больших батальонов» в старые добрые времена. Каждый понимает, как нужно вести себя в поле. Безусловно, латный доспех, предназначенный для всадника, в первую очередь сковывает движения, но это не настолько критично, как может показаться на первый взгляд. Некоторые наши парни даже не отказываются от дополнительного кольчужного снаряжения, хотя в нем и нет нужды в ИCБ. Пожалуй, главное неудобство для маневра в поле доставляют узкие глазницы и амбразуры наших шлемов. Они сильно отличаются от шлемов для ИСБ, потому что в большинстве латных турниров практикуются уколы, и латники стараются сделать себе шлемы и визоры максимально защищенными от уколов. В остальном особой разницы не вижу.
Дмитрий Петухов: Конечно, лёгким лучником бегать проще) По подвижности мой доспех мешает немного больше ИСБ-вариантов, но разница некритична – вес мешает сильнее. Но всё равно, я бы сказал, что сами по себе манёвры и сходы до получаса – непростая штука, и доспех добавляет какие-то проценты сложности, не самые большие, да и разные в зависимости от комплекта и его подгонки.
Михаил Федотов: Я чувствую гораздо большую скованность в движениях – сказывается вес доспехов: площадь покрытия больше + упор на непротыкаемость и жесткость корпуса. Но, с другой стороны, в условиях строевой работы или стычек на усеянном выбывшими бойцами поле основные движения всё равно не способствуют особо подвижному фехтованию. Возможно, не всегда получалось хорошо ударить из своей позиции или успешно уклониться, но я не ощущал себя в хоругвях сколь-нибудь ущербно ))
Какова была твоя основная роль в сражении?
Александр Сёмин: Моя основная роль была послужить живым примером другим латникам: надеть свой самый дорогой латный доспех, встать в первый ряд и биться в одном строю с одноклубниками. Ну, по крайней мере иногда, так как мы часто производили в строю замены )) К слову сказать, я на всякий пожарный захватил с собой и запасной ИСБ-комплект, в котором выходил в первый день «тренировочных» хоругвей.
Сергей Лознев: Так как я пенсионер и не тренируюсь регулярно в составе какого-либо отряда, я старался прикрывать фланги и тылы отдельных коробок, а также искать места, где можно сместить баланс, если присоединиться к замесу или прикрыть штурмующих. Пару раз сходил на прорыв – это когда между отрядами образуется ничейное пространство, заваленное телами, и два отряда ждут, кто первый рискнет сблизиться. Вот пришлось рискнуть пару раз: один раз – не очень удачно, в момент столкновения с оппонентами запнулся о лежачего, а вот во второй раз очень даже сработало.
Юрий Сухина: В этом году в хоругвях я был скорее в поддержке. В прошлом году стоял наравне с парнями внутри коробок.
Александра Бричка: В силу своих ростовесовых данных я не лезу вперед, стараюсь работать алебардой, когда есть шанс, и на хоругвях в большей степени выполняла функции коммуникатора между кусками нашей хоругви и хоругвями с нашей стороны. Есть ощущение, что это очень полезная задача, но я пока не разобралась, на какие кнопки жмать.
Валентин Белоусов: В прошлые годы участия в хоругвях я выполнял роль оперативного командира хоругви «Евпатий Коловрат». Практически все бои проводил с открытым визором, чтобы удобно было контролировать боевую обстановку и командовать (орать) XDDDD К концу мероприятия голоса не оставалось совсем, но сразиться самому практически не удавалось.
В этом году по некоторым причинам старая хоругвь не собралась. А так как многие латники, участвующие в хоругвях, тренируются в школе ИСБ и так или иначе в Питере, было принято общее решение (логичное) выступить за хоругвь «Александр Невский». Командование хоругви тепло отнеслось к этой идее, и мы не подвели команду. В этом году личного участия было гораздо больше! Часто приходилось стоять в первом ряду. Тут уже не встанешь с открытым забралом XDDDD Но в определённые моменты всё же приходилось подхватывать роль командира во второй день с препятствиями, когда наших сержантов «убивали» или уводили на другие задачи, и на нашем участке фронта оставались разрозненные бойцы.